"Преступление и наказание". Жанр: идеологический роман.
Сюжет романа Достоевского - это столкновение персонажей-идеологов между собой или проверка идеи героя жизнью.
Поэтому жанр романа Достоевского обычно определяют как идеологический, полифоничкский или философский роман.
С точки зрения бытового реализма герои Достоевского казались неправдаподобными (как Тургеневу), сумасшедшими (как Раскольников Писареву), акцентуированными типами ( так психологи называют людей сосредоточенных на одной идее или одном чувстве). Но Достоевский считал их предметом художественного эксперемента, направленных на исследование современной действительности.
1)Метод Достоевского - фантастический реализм!
Реализм - точное изображение внешнего мира.
Фантастика - необычность во всем.
Герой Достоевского - это не бытовой характер или тип, а особый персонаж, человек идеи. (Таким героем представлен Раскольников.)
Огромнео место в таком романе занимают громадные диалоги-споры героев, очень далекие от бытового правдоподобия романов Тургенева или Гончарова.( Например в "Пр. и нак." у Раскольникова есть три напряженных психологический поединка со следователем, несколько бесед-исповедей с Соней Мармеладовой).
Мысль в романе разрешается в форме увлекательной фабулы, интриги, в основе которой - исключительное событие, нарушение нормы, преступление.
Так же Достоевский "разбавляет" свой роман многочисленными сценами "скандала", где собирают в одном месте и выясняют отношения несколько персонажей.( Поминки Мармеладова, коморка Раскольникова).
Однако сравнение романов Достоевского с детективами ошибочно. Достоевский использует интригу для постановки нравственных и философских проблем.
2)Петербург: город странный,
город страшный.
Еще одной "отличительной чертой" в романах Достоевского является точность временных рамок. Он погружает героев в реальные обстоятельства места и времени.
"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту. "
Так начинает Достоевский роман" Преступление и наказание". В первой же фразе, еще не представив героя по имени, он выводит его на улицы Петербурга. Краеведы давно расшефровали названия улиц и переулков в окресностях Сенной площади, где происходит действия романа.(Столярный пер-ок, Кокушкин мост, Вознесенский проспект, Васильевский остров).
Но почему Достоевский выбирает именно Петербург, для своего романа? Он выбирает именно Петербург потому, что для него это особый город, очеь важная часть "петербургского текста", начало которому положил Пушкин в поэме "Медный всадник". Достоевский описывает Петербург не как город пышных дворцов над Невой, красивых набережных, белых ночей. Он ресует его как город доходных домов, черных лестниц, похожих на гроб коморок, кабаков, страшной жары и нестерпимой вони.
3)Униженные и оскорбленные:"некуда пойти".
История семейства Мармеладовых, изначально задумывалась для романа "Пьяненькие", но стала очень важной сюжетной линией"Пр. и нак.".
Мармеладов произносит два важных афоризма в своем моноголе:
"Бедность не порок, это истина...."
"Ведь надо же, чатобы всякому черовеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо быват время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!".
Мармеладов сам утверждает что "бедность - истина" но сам в это не верит. Мармеладов - из тех людей, которым уже некужа пойти, для которых нищета становится унижением, оправдывающим любые поступки.
Пьяная толпа на Сенной, обесчещенная девочка, безымянный студент в трактире окончателно определяют решение героя исправить творящиеся вокруг несправедливости.
Так возникаемт арифметическая теория преступления Раскольникова. Как говорит Достоевский " в голове героя зародилось... точно такие же мысли".
4)Теория Раскольникова: арифметика и алгебра.
Некоторые современники ссчитали что подобные мысли были главной причиной, толкнувшей героя на преступление. Но преступление Раскольникова обхяснется другимиЮ более глубокими причинами. Они выясняются после убийства, во время первого диалоги героя с Порфирием Петровичем. Философию героя раскрывает опубликованная за несколько месяцев до убийства статься, которую Раскольников подробно пересказывает.
Теория: Люди делятся на 2 разряда!
I разряд : Первый, низший, разряд живт, подчиняяся обычной человеческой нравственности. Христианский принцип " не убий" является обязательным.
II разряд: "Законодатели человечества", признан сказать "новое слово в какой-нибудь области деятельности.(Раскольников упоминает политиков Ликурга и Солона, ученых Ньютона и Кеплера). Эти люди вознесены над обычными людьми. "Необыкновенный человек имеет больше прав, тоесть не официально, а сам он может перешагнуть через иные препятсятвия, и единственно в том случае если исполнение его идеи того потребует."
Раскольников делает себе именно такое разрешение! Эта "алгебраическая теория", теория избранной личности становится Главной причиной убийства старухи.
Убивая, Раскольников проверяет эту теорию, и принадлежность себя к высшемк или низшему разряду.
5)Эпилог...
"Их воскресила любовь..."
Есть 2 типа эпилогов:
-Зкрытый финал( "Отцы и дети" когда рассказывается что стало с героями после окончания основного дейтсвия).
-Открытый финал ("Пр и нак." "Война и мир", он не досказывает, а открывает новую перспективу, оказываясь еще одним важным сюжетным звеном романа.
Крушение героя и развечнчание идеи разведены у Достоевского по времени. Уже признвшись и отбывая накажание, Раскольников по-прежнему не раскаивается в идее.
Достоевский часто использует "вещие сны" как важный художественный прием. именно после такого сна герой впервые за долгие годы каторги открывает то же самое Евангелие, а автор произносит последние слова о "новой жизни", за которую надо будет заплатить "великим, будущим подвигом".
Работая над романом, Достоевский помечает для себя :"Последняя строчка: Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека".
Сюжет романа Достоевского - это столкновение персонажей-идеологов между собой или проверка идеи героя жизнью.
Поэтому жанр романа Достоевского обычно определяют как идеологический, полифоничкский или философский роман.
С точки зрения бытового реализма герои Достоевского казались неправдаподобными (как Тургеневу), сумасшедшими (как Раскольников Писареву), акцентуированными типами ( так психологи называют людей сосредоточенных на одной идее или одном чувстве). Но Достоевский считал их предметом художественного эксперемента, направленных на исследование современной действительности.
1)Метод Достоевского - фантастический реализм!
Реализм - точное изображение внешнего мира.
Фантастика - необычность во всем.
Герой Достоевского - это не бытовой характер или тип, а особый персонаж, человек идеи. (Таким героем представлен Раскольников.)
Огромнео место в таком романе занимают громадные диалоги-споры героев, очень далекие от бытового правдоподобия романов Тургенева или Гончарова.( Например в "Пр. и нак." у Раскольникова есть три напряженных психологический поединка со следователем, несколько бесед-исповедей с Соней Мармеладовой).
Мысль в романе разрешается в форме увлекательной фабулы, интриги, в основе которой - исключительное событие, нарушение нормы, преступление.
Так же Достоевский "разбавляет" свой роман многочисленными сценами "скандала", где собирают в одном месте и выясняют отношения несколько персонажей.( Поминки Мармеладова, коморка Раскольникова).
Однако сравнение романов Достоевского с детективами ошибочно. Достоевский использует интригу для постановки нравственных и философских проблем.
2)Петербург: город странный,
город страшный.
Еще одной "отличительной чертой" в романах Достоевского является точность временных рамок. Он погружает героев в реальные обстоятельства места и времени.
"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С -- м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К -- ну мосту. "
Так начинает Достоевский роман" Преступление и наказание". В первой же фразе, еще не представив героя по имени, он выводит его на улицы Петербурга. Краеведы давно расшефровали названия улиц и переулков в окресностях Сенной площади, где происходит действия романа.(Столярный пер-ок, Кокушкин мост, Вознесенский проспект, Васильевский остров).
Но почему Достоевский выбирает именно Петербург, для своего романа? Он выбирает именно Петербург потому, что для него это особый город, очеь важная часть "петербургского текста", начало которому положил Пушкин в поэме "Медный всадник". Достоевский описывает Петербург не как город пышных дворцов над Невой, красивых набережных, белых ночей. Он ресует его как город доходных домов, черных лестниц, похожих на гроб коморок, кабаков, страшной жары и нестерпимой вони.
3)Униженные и оскорбленные:"некуда пойти".
История семейства Мармеладовых, изначально задумывалась для романа "Пьяненькие", но стала очень важной сюжетной линией"Пр. и нак.".
Мармеладов произносит два важных афоризма в своем моноголе:
"Бедность не порок, это истина...."
"Ведь надо же, чатобы всякому черовеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо быват время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!".
Мармеладов сам утверждает что "бедность - истина" но сам в это не верит. Мармеладов - из тех людей, которым уже некужа пойти, для которых нищета становится унижением, оправдывающим любые поступки.
Пьяная толпа на Сенной, обесчещенная девочка, безымянный студент в трактире окончателно определяют решение героя исправить творящиеся вокруг несправедливости.
Так возникаемт арифметическая теория преступления Раскольникова. Как говорит Достоевский " в голове героя зародилось... точно такие же мысли".
4)Теория Раскольникова: арифметика и алгебра.
Некоторые современники ссчитали что подобные мысли были главной причиной, толкнувшей героя на преступление. Но преступление Раскольникова обхяснется другимиЮ более глубокими причинами. Они выясняются после убийства, во время первого диалоги героя с Порфирием Петровичем. Философию героя раскрывает опубликованная за несколько месяцев до убийства статься, которую Раскольников подробно пересказывает.
Теория: Люди делятся на 2 разряда!
I разряд : Первый, низший, разряд живт, подчиняяся обычной человеческой нравственности. Христианский принцип " не убий" является обязательным.
II разряд: "Законодатели человечества", признан сказать "новое слово в какой-нибудь области деятельности.(Раскольников упоминает политиков Ликурга и Солона, ученых Ньютона и Кеплера). Эти люди вознесены над обычными людьми. "Необыкновенный человек имеет больше прав, тоесть не официально, а сам он может перешагнуть через иные препятсятвия, и единственно в том случае если исполнение его идеи того потребует."
Раскольников делает себе именно такое разрешение! Эта "алгебраическая теория", теория избранной личности становится Главной причиной убийства старухи.
Убивая, Раскольников проверяет эту теорию, и принадлежность себя к высшемк или низшему разряду.
5)Эпилог...
"Их воскресила любовь..."
Есть 2 типа эпилогов:
-Зкрытый финал( "Отцы и дети" когда рассказывается что стало с героями после окончания основного дейтсвия).
-Открытый финал ("Пр и нак." "Война и мир", он не досказывает, а открывает новую перспективу, оказываясь еще одним важным сюжетным звеном романа.
Крушение героя и развечнчание идеи разведены у Достоевского по времени. Уже признвшись и отбывая накажание, Раскольников по-прежнему не раскаивается в идее.
Достоевский часто использует "вещие сны" как важный художественный прием. именно после такого сна герой впервые за долгие годы каторги открывает то же самое Евангелие, а автор произносит последние слова о "новой жизни", за которую надо будет заплатить "великим, будущим подвигом".
Работая над романом, Достоевский помечает для себя :"Последняя строчка: Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека".
Комментариев нет:
Отправить комментарий